четвер, 19 грудня 2013 р.


О НАБОЛЕВШЕМ


Статистика в современной библиотеке.


Сотрудники публичных библиотек ежеквартально «считают» статистику по десяткам параметров, сводят её в годовые отчеты. Кто-нибудь анализирует сущность и количественную ценность этих показателей? Понятно, что эти цифры передаются дальше и дальше по эшелонам власти и сводятся в единую общегосударственную статистику. А библиотекарям приходится крутиться ужом, чтобы выполнить и  "немножко" перевыполнить эти показатели, для того чтобы "выжить". А не выполнил - закрыть библиотеку! И никто из чиновников не задаст себе вопрос, - Почему люди мало читают и не идут в библиотеку? А причин великое множество: устаревшее оборудование, в основном ужасные помещения со старой мебелью, старый фонд, на пополнение которого в бюджете никогда нет денег, библиотекари "старой закалки", которые не хотят меняться. Поэтому решать проблему надо начинать "сверху", а только потом требовать выполнение планов. За рубежом на этот счет попроще, читателей вроде бы не считают, но тем не менее у руководства есть детализированный отчет на многих десятках страниц, в котором учтено, казалось бы, всё: дан, например, список наиболее спрашиваемых или выдаваемых книг, наиболее читаемых авторов (своей страны, зарубежных, в оригинале, в переводах и т.п.); посещаемость развернута по месяцам, дням недели, часам (поэтому, например, в США библиотеки по воскресным дням до 12 часов утра закрыты: это исследования показали, что большая часть населения в это время посещает церковь); читатели анализируются по всем возможным характеристикам и разрезам; фонд — по самым различным аспектам, а не только по содержанию. Невольно возникает вопрос, какие силы библиотеки отвлекаются на подобную исследовательскую, аналитическую работу своей деятельности?
Ответ поражает: никто из библиотекарей статистическими операциями не занимается! Абсолютно всё за него делает машина. На входе и на выходе читатель засовывает в прорезь свою карточку со штрихкодом. Если есть необходимость, машина даст кривую: сколько, в среднем, читатели проводят в помещении библиотеки минут, часов. Необходимые для статистики «параметры» машина считывает с файла читателей. Регистрация движения фонда автоматизирована: по штрихкоду документа в статистику идут одни данные, по штрихкоду читателя — другие. На экране монитора библиотекарь видит всю информацию о читателе: когда и что взято, на какой срок (словарь или учебник может быть выдан на продолжительный срок по договоренности), что заказано. Есть программы, при которых на экране появляется фото читателя или всей его семьи, можно посмотреть данные по каждому члену семьи, напомнить, что пора зайти в библиотеку.
За рубежом никто не борется за показатели. Библиотекари делают свою работу: привлекают новых читателей (во всяком случае, работают «на привлечение» членов семьи тех, кто уже читает, это делается в первую очередь), думают о тех, кто не ходит в библиотеку, выясняют причины и решают проблемы. Никому в голову не придет в начале декабря поставить перед собой задачу «записать до плана 27 человек» — никто не знает, каков план и процент его выполнения. Это выяснится в январе: машина выдаст статистику, тогда и выяснится, кто работал хорошо, а кто плохо.  Главный показатель во многих зарубежных странах — процент охвата населения.